Святое Богоявление. Крещение Господне. Фреска собора Усекновеня Главы Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского монастыря, Москва.

19 января Церковь празднует один из величайших двунадесятых Праздников, именуемый «Святое Богоявление, Крещение Господне». В этот день вспоминаются события, произошедшие две тысячи лет назад на берегах небольшой реки в Святой Земле, именуемой Иорданом.

Как свидетельствует евангелист Матфей, принесённое волхвами известие о рождении Мессии произвело в Иерусалиме настоящий переполох. Однако тайна Рождества Христова по Промыслу Божию была сокрыта от начальников иудейских, поэтому вскоре после чудесных событий все о них забыли, тем более, что ничего очевидно сверхъестественного так и не произошло…

Прошло 30 лет. И вот в иудейской пустыне в долине реки Иордан появился проповедник. Он призывал народ покаяться и очистить свои сердца для того, чтобы внять проповеди грядущего вслед за ним Спасителя. Звали этого проповедника Иоанн Креститель. Тех иудеев, которые приносили покаяние в своих грехах, Иоанн крестил в водах реки Иордан.

Однажды, среди толпы стекающегося на Иордан народа, Иоанн увидел Христа. Поскольку Христос с самого Своего рождения был и оставался безгрешным, не сотворившим никакого зла, то сначала по своему смирению Иоанн не допускает Его к крещению, прося себе крещения из рук Иисуса. Господь коротким ответом «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15) развеивает все его сомнения. После чего Иоанн крестит Христа в водах Иорданских.

Что же это за «правда», которую надлежало исполнить Христу и Иоанну, как верному Его слуге? Это правда о характере служения Христа. Дело в том, иудеи ждали Мессию, но они ждали всевластного Царя иудейского, а Он является людям в образе смиренном. Об этом поётся в одной из стихир Праздника: «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…».

Впоследствии, свидетельствуя о Христе, Иоанн говорил: «…я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем… Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32-34).

И здесь мы подходим к другому, богословскому названию Праздника Крещения – Богоявление. Главный смысл любого христианского праздника содержится в его тропаре, давайте к нему и обратимся: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

В тропаре поется о том, что в этот день человечеству явилась Пресвятая Троица: Отец свидетельствует о божественном достоинстве Своего Сына, на которого нисходит Дух Святый. Схождение Святаго Духа на Христа в момент крещения не означает, что до этого события Он не имел на Себе благодати. Как Божий Сын, Иисус Христос от младенчества обладал всем божественным совершенством. Схождение Духа Святаго на Иисуса в момент крещения было знаком для человечества. Для Христа началом Его служения человечеству стало крещение в струях иорданских. Для каждого христианина началом пути в Царствие Божие является Таинство Крещения. Крестившись, мы становимся безгрешны, омываемся от всех прежних грехов, но каким будет дальнейший путь, зависит только от нас.

Рассказ о празднике Крещения Господня воде можно СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬ И ПОВЕСИТЬ в храме, воскресной школе или в подъезде (PDF-файл, 2 страницы А4).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.