Преподобный Симеон Новый Богослов о покаянии

Согласно учению прп. Симеона Нового Богослова, покаяние является для нас вторым крещением, началом христианской жизни. Святой в своих творениях много говорит как о самом покаянии, так и о приносимых им плодах. Оно необходимо для всех, так как грешны все; не существует малых грехов. Покаяние должно охватывать всего человека — и поступки, и помыслы: «Покаемся только от всей души и отбросим не только наши дурные действия, но и самые наши лукавые и нечистые помыслы сердца».

Преподобный призывает нас к постоянному покаянию: «… не только монахам, но и мирянам всегда и постоянно каяться и плакать, и умолять Бога, и такими действиями и все остальные приобрести добродетели». В этом отрывке Симеон показывает нам плод покаяния – приобретение добродетели.

Важность слез, как необходимого элемента покаяния, подчеркивается святым постоянно: «Прежде плача и слез, никто вас да не обманывает пустыми словами и да не обманываем сами себя, нет в нас покаяния, ни истинного раскаяния, ни страха Божия в наших сердцах, мы еще не осудили самих себя…».

«Итак, если ты … будешь пребывать в деле покаяния, понемногу ты сам уразумеешь еще большие тайны, научаемый им благодатью, и будет дарован тебе не только источник слез, но и отчуждение от всех страстей». Господь всегда отвечает на наш призыв, чудесно вмешивается, спасает, «таща нас за волосы», и награждает Своими дарами – плодами покаяния – миром и бесстрастием.

Покаяние должно быть постоянным состоянием, чтобы не пасть снова. Болезненные слезы покаяния, знак его подлинности, преобразуются в сладкие слезы умиления.

Карта Сбербанка 5336690117772279

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.