Почему мы так рассеиваемся во время молитвы и богослужения?

Думаешь: «Вот, закончу дела или приду в храм и как выплесну все, что на душе накопилось! Помолюсь Господу, Богородице, святым – и на душе полегчает, и помощь получу». А не тут-то было. Всем это известно, что как только мы становимся на молитву, мысль начинает блуждать. Что же нам мешает молиться сосредоточенно?

Первая причина – это нечистые духи. Конечно, они не хотят, чтобы мы обращались к Богу. Они хотят, чтобы мы обращались к ним или варились в собственном соку. Поэтому они и подкидывают нам самые различные прилоги, лишь бы мы думали не о молитве. И наш ум наполняется мыслями о делах, недоразумениях, планах и проблемах.

Почему же это происходит, почему мы так легко уходим от своего намерения помолиться? Вторая причина нашей рассеянности находится в нас самих: мы очень самонадеяны, своевольны и маловерны. Большинство из нас воспитывалось в атеистической среде и, хотя мы и пришли в Церковь, но доверять Господу так и не научились. Мы привыкли всё делать сами и только так, как мы того хотим. Когда у нас что-то не получается мы вспоминаем, что над нами есть Бог. Но обычно мы живем своими желаниями, забывая, что в каждой мелочи нужно уповать на Бога, искать Его воли. Мы не знаем или забываем, что Господь устраивает нашу жизнь через самые незначительные детали, Ему до всего есть дело – как матери до самых мелких деталей жизни ее любимого ребенка. Нужно научиться слышать Его волю и отдавать себя в Его власть.

Как же справиться с этим? Сначала, конечно, нужно прибегнуть к исповеди. Самонадеянность, своеволие, маловерие, рассеянность в молитве это грех. Когда мы машинально произносим слова молитвы, обращаясь ко Господу и Богородице мыслями далеки от Них, машинально «обмахиваем» себя крестным знамением, то мы тоже грешим. То есть помимо рассеянности в молитве мы еще и упоминаем имя Господа всуе и небрежно крестимся. Крестное знамение имеет огромную силу над лукавыми духами; каждый, кто крестится со вниманием и не спеша знает об этом. У всех остальных есть счастливая возможность сделать это открытие. Исповедь это не самоуспокоение – во время чтения разрешительной молитвы над кающимся благодать Святого Духа очищает его душу от греха и укрепляет для жизни в добродетели. Вот почему так важно исповедаться как можно чаще и не копить в себе ничего.

Не всегда мы вспоминаем, что молитва это труд. Наверное, один из самых сложных, потому что мешает нам сам враг рода человеческого. Поэтому и подходить к ней нужно не расслабленным. Как в любой другой деятельности: если мы хотим возрастания, нужно себя преодолевать. Только цель у нас наивысшая – соединиться с Богом, получить Его помощь, очистить душу, обрести радость, мир и покой. Ради такой цели стоит потрудиться, да?! И Господь нам в этом главный помощник, поэтому о внимательной молитве нужно всегда просить Его.

Где труд, там и терпение. Не всегда всё получается с первого раза, иногда кажется, что Господь нас не слышит. Нет, Он слышит. В каких-то случаях Он проверяет нашу веру; в каких-то ждет нашего покаяния, потому что мы не готовы получить просимое благо; в каких-то просто готовит лучшее для нашей души, чем то, о чем мы просим. Отсюда напрашивается простой вывод: к молитве всегда нужно приступать в покаянном настроении. Мы нагрешили мыслью или делом не один раз, поэтому перед обращением ко Господу нужно сначала попросить у Него прощение за содеянное. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).

Есть и совершенно практические аспекты, помогающие неразвлекаемой молитве. Если речь идет о молитвенном правиле, то молиться нужно вслух или хотя бы проговаривать текст губами – так легче удерживать ум в молитве. Во время богослужения во избежание рассеянности можно творить Иисусову молитву. Кому сложно одновременно следить за службой и молиться Иисусовой молитвой для начала можно отслеживать богослужение по тексту. Божественная Литургия и Всенощное бдение для мирян издается в виде небольших книжек; можно закачать текст богослужений и в свой смартфон.

Тексты этих служб содержат все основные прошения человека к Богу. «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью» – молимся мы все вместе на Всенощном бдении или Божественной Литургии и каждый может вложить свой смысл в эти слова, свои скорби и жизненные обстоятельства. Не надо забывать, что общественные богослужения – время соборной молитвы, своими прошениями нужно дополнять молитву, а не заменять. Соборная молитва тогда великая сила, когда мы молимся «единым сердцем и едиными усты». Если мы будем помнить и выполнять эти правила, то со временем молитва будет становиться все более и более внимательной.

Дмитриева Ирина (фото автора).

Карта Сбербанка 5336690117772279

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.